Водка: души прекрасные порывы

Водка: души прекрасные порывы

Водка, наряду с огромными медведями, тридцатиградусным морозом и шапкой-ушанкой, является неотъемлемой частью образа России. Еще бы, этот символ национальной гордости и национальных традиций как нельзя лучше подчеркивает "самость" русского человека, гостеприимство и хлебосольство.

Исторические вехи

Странное дело, в происхождении слова "водка", в отличие от названий некоторых других спиртных напитков, никто и никогда не сомневался. Водка – это от русского «вода» и никак иначе. Другое дело, что вплоть до начала XX века наши предки знаменитый алкогольный напиток называли вином и прибавляли какой-нибудь эпитет – твореное, вишневое и д.р.

Считается, что появление на Руси "аква виты" (вода жизни) подвигло местных медоваров и любителей спиртных напитков к творческим поискам. Дело в том, что западноевропейская «аква вита» представляла собой винный спирт, наполовину разбавленный водой. Из-за отсутствия винограда сообразительные русские применили процесс дистилляции к местным дарам природы, а именно – к зерну. Так появление хлебной водки и ее высокое качество стали возможными благодаря свойственному всем славянским народам любопытству и упорству.

По другой версии, водка обязана своим происхождением исключительно православной вере в Бога. Согласно этому варианту развития событий монахи, пытаясь найти универсальное лекарство, готовили из всевозможных трав и ягод настойки, и особенными свойствами обладала настойка на ржи.

Водка стала тем объединяющим сословия напитком, который не стыдно было пить ни крестьянам, ни дворянам, ни царям. Исторический факт: немка по происхождению Екатерина II дарила водку прусскому Фридриху Великому и французскому философу Вольтеру, посылала ее шведскому королю Густаву III и даже шведскому ботанику Карлу Линнею, который позже опубликовал исследование "Водка в руках философа, врача и простолюдина".

Но вот незадача: понадобился еще век, чтобы водка была официально признана национальным достоянием. Вмешательство заграничных производителей, а также переход некоторых отечественных с зерна на дешевые свеклу и картофель поставили под удар интересы любителей выпить. Низкосортный напиток, оставлявший в голове тяжесть и звон, заполонил европейский рынок, стал проникать на российский.

Наукой, как говориться, доказано, что хлебный спирт можно освободить от вредных примесей при помощи коагуляторов и фильтров. А вот картофельный спирт, особенно при промышленном производстве, практически невозможно очистить на таком уровне. Научная химия, и та до сих пор бессильна путем дистилляции отделить сивушные масла от картофельного спирта.

Спасла ситуацию на алкогольном рынке государственная монополия 1894 г., а потом и революция. Правда, советские чиновники налагали запреты, временные правила и другие административные меры на успешно развивающуюся торговлю. В итоге добились одного – в современной России практически отсутствует культура употребления водки.

Производственные поиски

Производство водки совершенствовалось столетиями. Дистилляция стала лишь одним из этапов процесса приготовления – сказывался опыт медоваров и медоставов. Они очищали напитки механическими методами: не только выстойка и выдержка, но и "выморозка", при которой сивушные масла и другие примеси удалялись вместе с образовавшимся на поверхности жидкости льдом, а крепость при этом увеличивалась. Применялось "склеивание" медов, которое проводилось таким уникальным материалом, как карлук – осетровый клей. Водка от таких экспериментов только выиграла. Ну, кому, пришло бы в голову наряду с карлуком применяться в качестве очистителей молоко и яичный белок, и фильтровать водку через березовый уголь, войлок (фетр) и речной песок? Правильный ответ – русскому человеку.

Наши многомудрые предки считали престижным иметь водки с ароматизаторами на все буквы русского алфавита. Так и назывались сорта водки: Анисовая, Березовая, Вишневая, Грушевая, Дынная, Ежевичная, Желудевая, Зверобойная, Ирговая, Ирная, Калиновая, Лимонная, Мятная, Малиновая, Ноготковая, Облепиховая, Полынная, Перцовая, Рябиновая, Смородинная, Тминная, Укропная, Фисташковая, Цикорная, Черемуховая, Шалфейная, Щавелевая, Эстрагонная, Яблочная.

Сегодня госстандарт определяет водку как спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, полученного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции. Производителей только по России больше 3000, а магазины и рестораны предлагают десятки тысяч названий русской, украинской, белоруской водки.

Как же выбрать водку? Главные критерии выбора – цвет и запах. Водка не должна содержать осадок и прозрачностью должна быть сравнима с водой. Если бутылка из темного стекла – это повод подумать о добросовестности производителя. Если запах спирта перебивает сильный посторонний аромат, то наверняка после этого напитка будет гудеть голова.

Водку следует подавать охлажденной, хорошо, если в стопке с напитком будет лед. Обезопасить себя от последствий праздника помогут умеренное потребление и неумеренная закуска.

Национальным напитком водку считают еще и потому, что именно блюда русской кухни идеально подходят на закуску. К водке превосходно подходят блины, пироги с разнообразными начинками – грибами, рыбой, мясом. Любимый славянскими народами картофель, зелень, рыбные блюда, желательно соленые, а также маринованные помидоры и огурцы, грибы, квашеная капуста – лучше всего подчеркнут вкусовые свойства напитка и не дадут быстро опьянеть.

Потребительские происки

Еще в начале XX века польский поэт Станислав Ежи Лец высказал верную мысль: "Государственные харчи человека унифицируют, но государственная водка выявляет немало его индивидуальных черт". Российский государственный напиток выявляет черты и свойства каждого. Как оказалось, афоризм можно применить не только ко всему постсоветскому пространству, но и в отношении стран развитого капитализма.

Удивительный факт, водка становится самым употребляемым алкогольным напитком. Водочные компании вытесняют с ведущих позиций производителей виски, джина, рома и текилы. По итогам 2005 г. на американском рынке потребление водки  впервые в истории на 2% превысило продажи виски, что практически немыслимо в стране победившего повального патриотизма.

Такому расположению сил способствуют свойства напитка. Более 95% потребления алкоголя в США и западноевропейских странах происходят в барах, ресторанах и ночных клубах. Не только русские предпочитают заказывать крепкие коктейли, для которых водка – подходящая основа. Она прозрачна, лучше поддается миксу и не содержит примесей. Водка подчеркивает вкус травяного или фруктового коктейля, а не искажает его, как те же виски или джин. В неразбавленном виде на Западе и в Америке массово употребляют лишь несколько так называемых супермягких сортов водки.

Но в России водка – это больше, чем национальный напиток. Это, прежде всего, традиция, нашедшая свое воплощение в алкогольных напитках "Белое золото", "Московская особая", "Столичная", "Русский стандарт", "Золотое кольцо", "Юбилейная", "Сибирская", "Посольская" и прочих. Зарубежные "Finlandia", "Absolut", "Smirnoff", "Grey Goose" хоть и называются водкой и подходят по всем стандартам под это название, но по вкусовым свойствам значительно проигрывают российским, украинским и белорусским напиткам.

 

Наши спонсоры:

Реклама на сайте:

На правах рекламы: